Дитер Рамс (Dieter Rams) - один из выдающихся дизайнеров XX века, ярый приверженец школы функционализма, разработчик неустаревающего стиля Braun. Он известен миру как создатель первого портативного радиоприёмника.

Автор идеи цветовой кодировки элементов управления электроприборами и проповедник теории минимализма в промышленном дизайне. Творения знаменитого конструктора можно узнать по выверенной точности и упорядоченности формы, интуитивной понятности структуры, простоте и удобству в эксплуатации, а также ориентированности на максимальную полезность.
Девиз Дитера Рамса «Меньше - значит лучше» («Wenigeraberbesser») вдохновил многих промышленных дизайнеров последнего полувека. В числе его последователей оказался и старший вице-президент отдела дизайна компании AppleДжонатан Айв (JonathanIve). Да-да, упрощённым и изысканным формам девайсов MaciPodiPadи iPhoneмир отчасти обязан именно философии Дитера Рамса.

минималистичный дизайн


Идеалы архитектора-конструктора


Рамс уверен, что ключом к хорошему дизайну является понимание людей. Кроме того, он призывает дизайнеров и всех остальных членов общества нести ответственность за окружающий мир. Дитер Рамс выступает против расточительности и настойчиво агитирует жителей Земли за более эффективное использование ограниченных природных ресурсов.
Разумеется, все эти принципы нашли отражение в профессиональной философии дизайнера. Однажды, оценивая продукт собственного труда, Дитер Рамс составил чек-лист из 10 пунктов. Сегодня этот список является мантрой для дизайнеров, придерживающихся принципа «меньше - значит лучше».
И хотя 10 заповедей Дитера Рамса формулировались для промышленного дизайна, они вполне применимы к проектированию современных UIи веб-интерфейсов.

10 принципов хорошего дизайна1 Хороший дизайн должен быть инновационным


В любой сфере всегда есть место для инноваций. Наибольшие возможности для нововведений в области дизайна предоставляет развитие технологий. Однако инновационный дизайн ни в коем случае не должен быть самоцелью. Его развитие должно быть таким же логичным и закономерным, как сам технический прогресс.
Цель инновационного дизайна заключается в предоставлении долговечных и смелых решений возникающих перед человеком проблем. Рассмотрим пример эволюции сайтов в эпоху процветания мобильного интернета. Если на заре этой эры большинство веб-дизайнеров разрабатывало отдельную версию сайта для телефонов, то с появлением адаптивного дизайна их жизнь значительно упростилась. С помощью медиа-запросов CSS«отзывчивые» сайты автоматически подстраиваются под различные размеры экранов.
К инновационному дизайну предъявляются такие требования как простота и практичность. Он должен хорошо справляться с теми задачами, для решения которых предназначен. В дополнение к этому, он должен быть стильным и приятным для глаз.
Оптимальный путь создания инновационного дизайна - это отказ от следования популярным трендам. Работа художников-проектировщиков заключается в усовершенствовании продукции, созданной кем-то до них. Разумеется, не следует копировать чужие идеи - надо просто вдохновляться ими. Новое изобретение не обязательно должно произвести революцию, но оно должно выделяться на фоне всего существующего.
Знание общих правил и следование рекомендациям экспертов - это хорошо, но настоящий дизайнер всегда найдёт лазейку для самовыражения и добавит в свой проект искорку инновационности.



2 Хороший дизайн делает продукт полезным


Потребители покупают продукцию ради удовлетворения своих потребностей и прихотей. Поэтому товару недостаточно быть просто функциональным - он должен отвечать психологическим и эстетическим запросам целевой аудитории. Хороший дизайн акцентирует внимание на полезности продукции и скрывает все механизмы и детали, которые могли бы сбить главный фокус. Товар должен выполнять своё основное предназначение, все остальные опции второстепенны.
Если элемент дизайна не удовлетворяет ни психологических, ни эстетических потребностей целевой аудитории, его нужно вычеркнуть из проекта.
Прежде чем приступать к работе, дизайнеру следует изучить поведение потенциальных потребителей, узнать, чего им недостаёт в существующем варианте продукции, каких результатов они хотели бы достичь при её использовании и как вообще они её применяют. Художнику не помешает окунуться в реальную среду, примерить на себя роль клиента и взглянуть на продукт с его точки зрения.
Следуя данному принципу, дизайнеры должны очистить свои проекты от всего лишнего. Только сделать это надо так, чтобы не возникло ощущения излишней простоты и пустоты. Каждая внесённая в проект функция должна иметь свою цель. Наиболее значимые элементы дизайна следует выделить с помощью эстетических приёмов и средств. А вот от принципа украшения ради украшения лучше отказаться: ненужные декорации лишь захламляют страницу и понапрасну расходуют её полезное пространство.



3 Хороший дизайн эстетичен


Весьма популярная фраза «Форма следует за функцией» отдаёт пальму первенства технологической составляющей. Однако форма не так уж сильно отстаёт. Хороший функционал очень важен, поскольку продукт должен быть полезным. Но маркетинговый потенциал товара во многом зависит именно от формы. Изделие с плохим дизайном трудно продвинуть и продать на рынке.
Если потребители используют продукт ежедневно, их не может не волновать его эстетика. Только грамотно спроектированная и качественно выполненная вещь способна привнести красоту в их жизнь, вызвать ощущение благополучия.
Перенос данного принципа на веб-дизайн означает, что декор сайта должен подчиняться функционалу и одновременно выстраивать гармонию между различными компонентами страницы. Каждый графический элемент должен служить конкретной цели. И дизайнеры обязаны учитывать характер и значимость этой цели при выборе цвета и размера элемента.
Эстетически привлекательный дизайн начинается с правильного выбора палитры оттенков. Дизайнерам следует ознакомиться с теорией психологического воздействия различных цветов, тщательно изучить цветовые схемы и, если потребуется, выйти за рамки привычных и проверенных сочетаний. Выбранные оттенки должны улучшать опыт взаимодействия пользователей с ресурсом (userexperience).



4 Хороший дизайн делает продукт интуитивно понятным


Лучший дизайн даёт пользователю чёткое представление о возможностях использования продукта. Конечно, существуют вещи, принцип работы которых не объяснить без инструкции. Однако большинству продуктов сопроводительная документация не требуется. И если потребители не понимают, как их применять, значит допущена серьёзная ошибка в дизайне.
Впервые попав на сайт, пользователи ищут навигацию. При этом они спешат и легко отвлекаются, и, если структура главной страницы оказывается запутанной, новые юзеры незамедлительно покидают ресурс. В этом случае, помимо показателя отказов, растёт количество разочарованных потребителей, что крайне неблагоприятно для бизнеса.
Чтобы предотвратить такое развитие событий, дизайнеры должны разработать меню, которое сразу бы бросалось в глаза и содержало набор кратко и понятно озаглавленных ссылок. Если пользователю предлагается инструкция по взаимодействию с ресурсом, хорошо бы представить её в виде пошагового руководства и сопроводить иллюстрациями.
Ну и, конечно же, при разработке веб-дизайна следует учитывать характер и уровень продвинутости целевой аудитории. Структура и язык сайта для детей должны быть простыми, в то время как ресурс для профессионалов может быть и посерьёзнее.

понятный дизайн